Прихожане Взгляд изнутри

Прихожане нашего храма

Кто такие прихожане? Кого можно считать прихожанином? Как стать прихожанином? На эти и другие вопросы мы попытаемся дать ответ в этой статье.

Прихожане – это мы! Все мы, кто более или менее регулярно посещают храм. Мы не сектанты, не какие-то особенные, мы не «другие». Вы – это и мы тоже!

Конечно, у православных несколько иная психология, чем у остальной, не воцерковлённой части общества, но, тем не менее, общего у нас гораздо больше, чем различий.

И всё же мы отличаемся от всех остальных. И отличаемся, прежде всего, тем, что у нас есть некое объединяющее нас начало – вера в Бога Отца, и Сына, и Духа Святого – во Святую и Живоносную Троицу. Мы, прежде всего, христиане.

Согласно статистическим опросам около 70% населения позиционируют себя как православные. Но лишь около 10% из этого числа посещают храмы на регулярной основе. В обществе существует двоякое мнение о православных христианах России.

Со стороны «неверующего процента» населения бытует довольно устойчивый стереотип в отношении православных прихожан, как некоего «покорного стада», своего рода убогих, не совсем ментально здоровых людей. (Хорошо, хоть людьми нас считают, а не «быдлом»,)

Действительно, как можно считать «нормальными» людей, исповедующих «какого-то там Бога» в век тотальной «гаджетизации»? Ведь в любом сколько-нибудь электронном Iphone ясно прописано, что никакого Бога в действительности нет и быть не может! Потому что так там написано! А «эти» веруют. Да ещё и кланяются. Ясно – «больные» люди! И живут не по приколу…

Но есть и иная точка зрения у другой части населения, хотя и не посещающей храмы, но явно симпатизирующей РПЦ. Нас считают чуть ли не «святыми». Это крещёные и некрещёные люди, в душе завидующие нам и не посещающие храмы только лишь по лености духовной. Это – основной наш «стратегический» резерв. Именно он и поставляет основную массу неофитов.

Конечно, мы никакие не святые. Мы грешные люди, живущие на грешной земле. И мы разные. Нет большего заблуждения, чем считать нас какой-то «однородной» безликой массой. Среди нас всяких хватает. Есть умные и не очень, есть и совсем не…

Но что более всего огорчает, так это явное преобладание среди нас женщин преклонного возраста. Это весьма опасный симптом, полностью согласующийся, однако, со всеми социологическими исследованиями общего состава населения России в последние годы.

Что касается прихожан, то доминирование бабушек – это и хорошо, и плохо. Хорошо потому, что в будние дни хотя бы они посещают службы в храме. Плохо же потому, что, когда храмы битком набиты людьми в праздники и по воскресеньям, именно они зачастую являются «раздражающим фактором».

Их так много, сидящих вдоль стен, что часто бывает трудно подойти и приложиться к иконам святых. Есть и другая категория – это вечно двигающиеся бабушки. Их характерная особенность – «повышенная активность» во время службы. То их видишь там, то сям, то им срочно нужно приложиться к Николаю-Угоднику. До службы они этого сделать, конечно же, не успели. И ещё они любят всех поучать! Почему-то считается, что именно они знают, как надо правильно креститься и кланяться. И вообще именно они знают (никто более), что и как надо, а чего не надо. Наверное, об этом они частенько и «шушукаются» во время службы.

А скольких людей отвратили от церкви их «ненавязчивые советы» и пояснения относительно церковных правил и традиций.

И уж совсем уж совсем ставит в тупик пассивность мужчин. Почему-то многие мужчины предпочитают стоять во время службы сзади, занимая «незаметную позицию, хотя согласно многовековой церковной традиции место мужчин должно быть в первых рядах. Везде и во всём: в очереди к причастию, на исповедь миропомазание и т.д. (Исключение составляют только дети.) А почему мужчины ведут себя не так, не совсем понятно. Наверное, это очень застенчивые мужчины.

Однако не всё так плохо. В последнее время положение стало заметно улучшаться. Да и бабушки ведь тоже не вечны. Плохо другое: очень слабо в народе (не только среди верующих, но и вообще всего населения, включая «атеистов») понимание православия. Но это настолько обширная тема, что можно написать об этом целую книгу. В рамках же небольшой статьи можно лишь вкратце коснуться её. Нельзя и не коснуться, очень уж животрепещущая тема.

Прежде всего следует сказать, что есть вера и есть суеверие. А также есть традиция (и не всегда церковная). О вере – чуть позже. Сейчас уместнее поговорить о церковной и не церковной традиции, а также и об около церковных суевериях.

Если у любого прихожанина спросить, верит ли он в Бога, то практически каждый ответит утвердительно. А если вопрос несколько изменить и спросить: что значит верить в Бога, как в Него верить? Вот тут-то и начинается самое интересное.

Наиболее продвинутые зачитают Символ Веры. Это хотя бы отчасти решает проблему, не более того. Основная же масса народа ничего толком объяснить не сможет. Будет только невнятное бормотание на тему: вера без дел мертва, надо делать добро и т.п. На прямой вопрос, что такое наша вера, вряд ли вообще кто ответит.

А вот если спросить любого, что надо делать, чтобы «считаться верующим», практически все знают, что ответить. И креститься надо тремя перстами, и причащаться надо, и исповедоваться. Всё-всё расскажут. И это будет абсолютно соответствовать современной церковной практике. Тут всё будет в порядке.

А может и не всё. Наверняка выявится такая «куча» всевозможных суеверий, что просто диву можно даваться. Невольно в голову лезет вопрос, а уж не язычники ли это говорят? Вам расскажут к каким иконам и как надо прикладываться, как и когда кланяться, в какой одежде приходить в храм и много ещё чего интересного.

А уж что касается всяческих обрядов! Как «правильно» хоронить умерших, как «правильно» их поминать… Кроме откровенной ереси вы, пожалуй, ничего и не услышите. Такого вам порасскажут, лучше уж и не спрашивать! Как поётся в популярной песне, разговор на эту тему портит нервную систему.

Суммируя всё вышеизложенное надо признать, что картинка складывается неказистая. Однако ничего уж особенно страшного в этом нет. Вера наша в основном базируется на соблюдении тех или иных религиозных традиций. В общем-то, это само по себе и неплохо.

Традиция – это не вера, но вера без традиции мертва! А вот со всевозможными суевериями надо бороться. Это трудная задача, поскольку все эти «верования» большей своей частью уже сами стали традицией, образовав своеобразный симбиоз веры и суеверия. Но выправлять ситуацию необходимо.

Если сохраним Русское православие – значит, у России есть шанс на будущее. И мы его сохраним. Не можем не сохранить. Бог нам не позволит погубить веру нашу, а значит, и Россию. Дух Святой почиет на нас всех, верующих и неверующих. Просто они этого ещё не знают.

На этом можно было бы поставить точку. Основные вопросы рассмотрены, все акценты расставлены…

И всё же главный вопрос остался не разрешённым: кто же такие верующие православные прихожане? Кто мы? Пусть каждый попробует ответить на него самостоятельно.

Комментарии