Обижаются ли православные?

Про обиду

Вместе

Психологи определяют обиду как неоправданные ожидания относительно поступков других людей или себя самого. обиженный человек чувствует себя несправедливо униженной жертвой. Он мысленно требует "возмездия" обидчику, и эта злая неприязнь разрушает его.

Преподобный Иоанн Лествичник в своих "духовных скрижалях" "Лествице" говорит об обиде как о гвозде, вонзенном в душу: "Памятозлобие есть исполнение гнева, хранение согрешений, ненависть к правде, пагуба добродетелей, ржавчина души, червь ума, посрамление молитвы..."

Как бороться с обидой?

Для многих людей может показаться странным определение прощения преподобным Иоанном Лествичником: "Не тогда узнаешь, что совершенно избавился от сей гнилости, когда помолишься об оскорбившем, или за зло воздашь ему дарами, или пригласишь его на трапезу, но когда, услышав, что он впал в некое злоключение душевное или телесное, восскорбишь о нем, как о себе, и прослезишься" (Леств. сл. 9 ст. 12).

Более близкую в понимании современному человеку ситуацию обиды, мы можем встретить у старцев Оптиной Пустыни:
  • Преподобный Амвросий (Гренков) советовал: "...Напрасно будем обвинять, что будто бы живущие с нами и окружающие нас мешают и препятствуют нашему спасению или совершенству духовному... неудовлетворительность наша душевная и духовная происходит от нас самих, от нашего неискусства и от неправильно составленного мнения, с которым никак не хотим расстаться". 
  • Преподобный Антоний (Путилов) призывал: "Будем учиться мысленно себя за все укорять и осуждать, а не других, ибо чем смиреннее, тем прибыльнее; смиренных любит Бог и благодать Свою на них изливает".
  • Преподобный Иларион (Пономарев) часто приводил изречение апостола Павла: "Истинная любовь не раздражается, не мыслит зла, не ищет своего..."(1 Кор. 13).
  •  Преподобный Никон (Беляев) призывал всегда помнить закон духовной жизни: "При самооправдании у человека закрыты духовные очи, и он видит не то, что есть на самом деле".
Оптинские старцы призывали всегда помнить о законе духовной жизни, где смущение каким-либо недостатком другого человека или осуждение его, впоследствии возвращаются. Человека могут постичь недостатки и участь осуждаемого!

Итак, вооруженные советами духовных отцов, попробуем не обижаться, не осуждать. Ну, хотя бы ради эксперимента. Ради того, чтобы избавиться от обиды.

Комментарии