О молитве

Православному христианину "Должно всегда молиться и не унывать" (Лк. 18, 1). Апостол Павел наставлял: "Непрестанно молитеся" (1 Фес. 5, 17), "Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых" (Ефес. 6, 18).

Ап. Павел "О молитве"

  Без молитвы в человеке замирает духовная жизнь, дух человека как бы парализован.


 Святитель Феофан Затворник в своих письмах к духовным чадам писал: "Благодать Духа Святаго с нами с момента Крещения и Миропомазания. Молитвы церковные, домашние, труды подвижничества и доброделания  - развивают сей дар и дают ему простор действовать в нас. Лучшее к тому средство - сердечная молитва, которую и саму надо считать плодом Духа, и вместе привлекательницей Духа. В этом смысле и церковная о Духе Святом молитва имеется привлекательницей Духа" (Письмо 342. Вып. 2, с. 211; Письмо 1340. Вып. 8, с. 95).
  
 Святитель Феофан писал,  что отношения наши к Богу все знаменуются молитвой и на нее надо полагать свои усилия. По словам святого, молитва - это не только стояние с молитвенным правилом, но и обращенные, устремленные к Богу ум и сердце (Письмо 255. Вып. 2, с. 84).

 Святитель учил о недопустимости спешки в молитве, и считал позволительным, при необходимости, сокращать молитвенное правило: "К Богу никогда не обращайтесь кое-как. А всегда с великим благоговением. Не нужны Ему ни наши поклоны, ни наши многословные молитвы. Вопль из сердца краткий и сильный - вот что доходно!" (Письмо 250. Вып. 2, с. 78-79).

По словам святого молитва никогда не бывает преждевременной. "Она - начало дела. Утверждением ее в сердце дело Божие спеется. Развивать ее надобно, не желая труда. Бог, видя труд, дает искомое. Настоящая молитва самодельною не бывает: она есть дар Божий. "Ищите, и обрящете"  (Письмо 256. Вып. 2, с. 93-94).

 Святитель Феофан Затворник в своих советах выделяет способы обучения души частому обращению к Богу. К первому способу такого обучения относится "...благоговейное размышление о Божественных свойствах и действиях: размышление о благости Божией,  правосудии, премудрости, всемогуществе, вездесущии, всеведении, - о творении и промышлении, об устроении спасения в Господе Иисусе Христе, - о благодати и слове Божием, о Святых Таинствах, о Царстве Небесном."

Феофан Затворник " О молитве"

Второй способ обучения души частому обращению к Богу, есть обращение всякого дела - большого и малого - во славу Божию.

При третьем способе обучения души рекомендуется частое, в продолжение дня, взывание из сердца к Богу краткими словами, исходя из побуждений души и текущим делам: "Начинаешь что - говори: "Господи, благослови", закончил дело - не языком только, но и чувством сердца говори: "Слава Тебе, Господи!" (Письмо 227. Вып. 2, с. 37-40).

Святитель Феофан Затворник считал, что внимательной молитве мешают: поспешность, неосознанность прочитанного, рассеянность, охлажденность и ленность. Благодатной молитве необходимо внимание, где ум следует держать в сердце, а посторонние мысли отгонять.

 "Тереть надо душу, и согреется. Теплота когда придет, тогда и мысли улягутся. - и молитва станет чиста. Все от благодати Божией. Почему и надо молиться Господу, чтоб дал молитву" (Письмо 1457. Вып. 8, с. 194-195).          

Комментарии



Поделиться: